+4°
  • 63.57
  • 70.46

ДИАЛОГ О КОММУНИЗМЕ

ДИАЛОГ О КОММУНИЗМЕ

ДИАЛОГ О КОММУНИЗМЕ

В СФУ 26-27 октября пройдет традиционный уже Исторический форум. Культовое место для историков, философов и даже политиков. Форум для осмысления «времени и места». Будут, обсуждают наследие или уроки «100-летие Революции», кому как нравится. К историческому форуму, наш друг и постоянный автор, Павел Полуян написал статью в виде диалога немецкой девушки и русского юноши, которые сравнивают русскую революцию и революцию немецко-фашистскую. К сожалению, статья автора не вошла в сборник докладов Форума. Наша редакция предлагает читателям вместе поразмышлять над вековым событием.

 

П.В. Полуян

канд. философ. н., СФУ

Статья в формате диалога. Рассматриваются ценностные аспекты Русской революции в контексте войны с фашизмом, в плане противостояния двух идеологий – коммунистической и нацистской. Участвуют: немецкая девушка Марта и её русский друг.

Мы идем по Трептов-парку. Я сказал: там безымянные могилы [1], хочу положить цветы… Марта сразу согласилась, и вот мы стоим у подножья знаменитого монумента: бронзовый солдат разрубает свастику, держит на руках спасенную девочку... Николай Масалов – так его звали. Он умер уже в XXI веке, а девочку журналисты нашли в 90-е годы ХХ столетия, она знала, что её спас русский воин...

 

Мы поднялись по крутой лестнице. Эти камни – гранит фашистской рейхсканцелярии – попираем ногами разрушенный фундамент нацизма. Я положил цветы к монументу. Постояли минуту и спустились вниз. Марта вздохнула:

– К сожалению, немцам не удалось остановить зло. Коммунисты пытались это сделать, но не смогли.

Drum links, zwei, drei! Drum links, zwei, drei! Wo dein Platz, Genosse, ist!

Reih dich ein in die Arbeitereinheitsfront, Weil du auch ein Arbeiter bist.[1]

С детства люблю эту смелую песню: «И так как все мы люди, не дадим нас бить в лицо сапогом!» Песню творили достойные товарищи – Ханс Эйслер, Бертольд Брехт, Эрнст Буш. Они были романтиками коммунизма.

– Романтичность коммунизма? – усмехнулся я.

– Что тут смешного? Каждый человек мечтает о совершенной жизни, где нет обид, все люди добры и все по справедливости… И недоумевает: почему люди не могут так жить прямо сейчас? Светлая мечта вела все религиозные движения, побуждала людей, преобразующих общество.

– Да, но религиозное рвение кончалось избиениям инакомыслящих, а реформаторов-революционеров, в итоге устраняли консерваторы. Почему так? Просто зависть и жадность побеждают... А также – воля к власти.

– Вот именно. Источник зла давно обнаружен – «золотой телец». Корысть, жажда господства и богатства – цепи частной собственности, ведущие к эксплуатации человека человеком.[2]

– Но, Марта! «Золотой телец» – это же из Библии. Языческий культ! Причем тут экономические понятия?

– Важна не форма, а суть. В отсутствии божьего пророка израильтяне собрали и переплавили свои золотые украшения – сделали золотого божка.

– Не меняй тему, идолопоклонство, ереси – суть извращения ума. А мы с тобой начали вроде как с материальных страстей: жадность, властолюбие…

– Беда в том, что в обществе открыт простор для животных проявлений. А надо подавлять инстинкты и подчинять страсти, защищая нашу разумную суть от внешних искажений…

Мы уже покинули мемориальную зону и гуляли среди деревьев. Марта вдруг подняла короткую ветку с земли и бросила её вдоль аллеи.

– Смотри! Предмет должен лететь по строгой траектории – это закон гравитации. Но есть влияния извне – атмосфера, ветра... Если исключить помехи, откроется закон. Так и человек разумной сутью своей предназначен к добру и должен быть добрым…

– Ага! Только вот богатство ухудшает нравы, характер портит частная собственность, а любая власть развращает.

– Именно так. А марксисты заявили: естественное развитие человеческого общества пришло к переворотному пункту, когда частная собственность стала тормозом, а значит – закономерно подлежат ликвидации. Если частная собственность на средства производства будет упразднена, сразу же откроются условия для создания нового общества. Еще Платон предлагал для стражей идеального государства организовать жизнь нестяжательную: они не пользуются деньгами, не заводят семей и живут в общественных зданиях за казенный счет. Вот такая коммунистическая романтика в Древней Греции. [4, с. 89]

– К чему все эти штудии? Ведь показала история: человеческая сущность не столь прекрасна, и вопреки коммунистическим мечтаниям люди возвращаются к уродливому порядку. Никто их не принуждает. Им самим мила и частная собственность, и борьба с себе подобными за власть и деньги.

Марта остановилась и всплеснула руками:

– И это мне говорит человек из России? Ведь всё русское революционное движение одухотворено идеей светлого будущего! Русская революция пронизана идеей борьбы с мещанским богатством и «частнособственническими инстинктами» – вспомни книги и стихи того времени… Я читала Андрея Платонова, Аркадия Гайдара, Владимира Маяковского… Романтики революции мечтали о будущем, где чистые и честные люди придут на смену тем, кто, отягощен злом.

– Марта, всё прекрасно, но это фантастика. Можно умиляться, но основывать на мифах программу переделки общества – загонять себя в тупик! Маяковский – застрелился. Гайдар – с похмелья пил газированный рассол. Андрей Платонов из восторженного рыцаря революции превратился в антиутописта, обнюхивая через платочек вырытый котлован.

– Рассмотрим другой вариант построения нового общества. Надеюсь, ты согласишься, что надо учитывать естественные склонности человека.

– Конечно. Именно так и надо действовать.

– Отлично! Уйдем от идеалиста Платона к практичному Аристотелю. Этот философ-натуралист в своей «Политике» взял за основу естественные склонности человека, а среди них указал важнейшую: одни люди от рождения склонны повелевать, а другие – подчиняться! Раб и Господин – дело житейское. Одним – пировать, а другим – хомут смолоду. [5, с. 383]

– Я думал, нацизм начался с Ницше...

– Это не нацизм, а прагматизм. Ницше «распознал мораль» как человеческое установление, через которое можно переступить. Мыслил в духе позитивизма: таковы факты! Сообразно выстраивается модель, где рабство узаконено, поскольку согласно природе человека. А вот затем уже появляется коричневая идея: миром будет править сильнейшая нация. Между прочим, нацистская утопия была ориентирована в будущее, поскольку высших существ – генетически чистых и физически безупречных предстояло еще целенаправленно выводить и пестовать. В перспективе получался Олимп прекрасных богов и героев, а у подножия горы – море унтермешней.[3] Ницше описал очевидную возможность. У Достоевского простой студент Раскольников тот же вывод сделал – решил переступить через мораль, слишком человеческую. Главный вывод мой, надеюсь, ты понял: если мы исходим из сущностного неравенства людей, то ничего не остается, как возвести его в принцип и выстроить модель оптимального социума, где неравенство превращается даже не в классовое деление, а в биологически заданную константу. Платон хотя бы предлагал дифференцировать людей по их способности видеть Благо и следовать Добру. Отсюда выводил лучших. А в фашистской утопии – все сводится к физическому превосходству.

– По-современному: объем памяти, мощность процессора…

– Понял, как просто? Потому фашистская утопия и захватила воображение немцев. Практично, натуралистично, основано на фактах. Достаточно признать сутью человека природные склонности, сразу различаются – воля к господству одних, а у других – склонности к лени и подчинению. Сейчас научный расизм вновь в моде. Слышал, о предложении – с помощью генных модификаций, биотехнологий, создать расу покорных рабов, которые туповаты, но исполнительны?[4]

– Хорошо, нацистский позитивизм, вроде как, изначально не красив. Но у коммунистов-то идеал прекрасен. Так, левая ты моя?

– Да. Идеал коммунистического общества был и остается прекрасным.

– Но суть не в красоте витрины, а в том, что получается, когда такую красоту пытаются вызвать к жизни. Давай-ка, исследуем понятийный скелет под панцирем идеала. Из коммунистической идеи следует: если людей эпохи частной собственности уже не переделать, значит, нечего жалеть старое общество, культура которого заражена стяжательством и микробами зависти. Будем разрушать старый мир до основания и строить светлое будущее, ожидая явления новых людей (тогда и наступит настоящий коммунизм). Ради борьбы за будущее приходится мириться с некоторым усилением сегодняшнего зла. Мы же используем средства старого мира – насилие и угнетение, ложь и обман, убийство и устрашение – для борьбы с ним самим. Революцию не сделаешь в белых перчатках…

– Революционеры и себя легко приносили в жертву!

– Романтика коммунизма: «Все как один умрем в борьбе за это!» Но потом победители дракона превратились в коллективного змей-горыныча.

– Виной всему предательство идеалов и перерождение вождей... В итоге случилось то, что случилось. Но такому итогу не стоит радоваться. Я бы назвала это коммунистической трагедией. В России ценой больших жертв коммунисты создали общество, где устранены причины социального зла – частная собственность на средства производства и возможность накопления богатств, ведущая к социальному неравенству. А то неравенство, которое порождалось государственной иерархией, уравновешивалось повышенной мерой ответственности – руководители за нерадение подвергались наказаниям. Люди это видели и верили, что идут к лучшему обществу, где воцарится справедливость везде и во всем. Ведь верили?

– Согласен. Верили. Ощущение, что новое коммунистическое общество – с его высокой моралью – вот-вот заявит о себе, было для советских людей рациональным убеждением. Огромному множеству простых людей, казалось, что социальные отношения советского общества радикально отличны от частнособственнического капитализма – в лучшую сторону. Социализм препятствует извечному злу, которое на Западе проявляется в моральном разложении, преступности, захватнических войнах и эксплуатации бедных богатыми. Помнишь советских поэтов-шестидесятников? Они воспевали «комиссаров в пыльных шлемах». А писатели-фантасты живописали коммунистическое Завтра. Обличали «хищные вещи века», высмеивали в сатирических памфлетах советских бюрократов. Объявленная Горбачевым перестройка воспринималась поначалу именно как очищение коммунистических идеалов, с ликвидацией номенклатурных перерожденцев, жуликов-воров и хлопковых миллионеров. Но с определенного момента вдруг сами собой начали восстанавливаться отношения частной собственности. Обнаружилось: мир полон соблазнов, а сила денег проламывает любые границы. Оказалось, что советское общество принципиально ничем не лучше западных социумов, а чем-то даже значительно хуже, поскольку сковывает свободу личности и предпринимательскую активность. Убрали цензуру, и выяснилось, что вся история советского общества пронизана большими и малыми обманами, когда всё нелицеприятное замалчивалось, а добрые цели осуществлялись неправыми средствами. Так всё и закончилось:

Было время – мы были великим Советским Союзом.

И мечтали увидеть – всё то, что наступит потом.

В синем небе раскрылся

воздушный пакет с кукурузой,

И на красную землю посыпался белый поп-корн.

– Вот, оказывается, кто виноват! Но, как бы там ни было, это как раз то, что я и называю коммунистической трагедией. Неудача советского общества подводит к ужасному вопросу: значит, всё было зря и надежды тщетны?

– Но ведь коммунистическая трагедия – реальный опыт русской истории. Социалистические идеалы не воплотились, новые отношения не развились, братство оказалось притворным спектаклем, а люди упорно возвращались к стратегии «человек человеку волк» (особенно если эти человеки разных национальностей). А раз коммунизм невозможен, то все позволено. Зачем строить из себя «человека коммунистического будущего», соблюдающего моральный кодекс бескорыстного труженика? Наоборот: надо жить весело, без оглядки на добродетели – себе на пользу, другим на зависть. Ощущение недостижимости идеала и тщетности стремления к нему, вероятно, сыграло роль катализатора в цепной реакции разгула  стяжательства и преступности в 90-е годы в Российской Федерации.

– Сочувствую вам. Но согласись: основная этическая проблема заострилась еще больше. Неужели все-таки нельзя устроить человеческое общество без зла? Не очень-то уютно себя чувствуешь, когда представляешь, что «прекрасное далеко» неизбежно будет жестоким, а будущие поколения потомков, обречены жить среди пороков и разврата, в мире корысти…

– Горечь в том, что падение мечты о справедливом бесклассовом обществе – не праздная басня с легкой моралью, а беда настоящего. Один из мотивов современной русофобии в постсоветских странах – подспудное желание снять с себя ответственность за принятие идеалов. Это, мол, русские нас соблазнили и коварно обманули, а мы, все такие рациональные, всегда хотели жить цивилизованно.[5] И что прикажешь теперь делать?

– Пытаться! Не вижу никаких причин, почему бы нам не построить такое же прекрасное Завтра, как описано в романах Ивана Ефремова и братьев Стругацких. Они ведь понимали все сложности, но пришли к выводу, что целенаправленное воспитание и психотренинги смогут дать на деле коммунистического человека, свободного от зла стяжательства и властолюбия. Да, они исходили из материалистической доктрины. Но если признать «нравственный закон внутри нас» – это уже опора на высшие силы. А об этом писали русские религиозны философы, я читала Николая Бердяева...[6]

– И что мы получим? Государство Платона, где властвуют лучшие – морально устойчивые сознательные строители светлого будущего?

– Надо сформулировать Миссию Государства. Там должна быть выражена идея социального идеала – стремление построить общество, где не будет лжи и несправедливости, угнетения и эксплуатации, стяжательства и обогащения одних за счет других. Чтобы моральные нормы, соблюдаемые в силу возможного наказания, превратились в сознательный выбор людей. Эта «идея правительница» выразит надежды, очевидные всему человечеству.

– Марта, ты опять принимаешь аксиому о доброй сущности человека! Но людям в целом не свойственно стремление к высшему! В СССР убрали все плотские искушения, дали бесплатное образование и кучу разных прекрасных возможностей: музыка, спорт, искусство… Людям сказали: совершенствуйтесь – вам открыты все пути (кроме аморальных). Но почему-то массы остались инертными.

– Как ты можешь так говорить? Ведь советский народ показал пример бескорыстного самопожертвования в борьбе с фашизмом! Это же было всерьез! В песне пелось о священной войне:

Как два различных полюса, во всем враждебны мы.

За светлый мир мы боремся, они – за царство тьмы.

А разве не потому победил коммунизм в России, что коммунисты отдавали свои жизни за него? Поэтому войска буржуазии и отступали – поняли: им с народом ничего не сделать.

Я мрачно буркнул:

– Да, прежний идеал святой Руси не сработал. Помнишь, у Булгакова белые офицеры стреляются? Однако не надо идеализировать: у тебя, получается: революционеры – святые страстотерпцы. А ведь это не так. В революции были анархисты-какоинисты и обиженные мстители всех мастей. Тоже готовы были собой жертвовать – из ненависти или от дури.

– Но их энергия вливалась в общее русло Революции...

– Знакомый мотив! Так потом оправдывали и аморальную политику верхов. А потом классовое расслоение погубило социализм. Все увидели: номенклатурные верхи не слишком-то стремятся к моральной чистоте. И когда низы это осознали – коммунистический романтизм развеялся. Ну, и верхи среагировали, сказали народу: «Обогащайтесь, хватайте себе, сколько сможете! Ничего вам не запрещаем!» И это сработало. Я много думал над судьбой коммунистического проекта в СССР… И удивляло не то, как он быстро развалился – описать логику его падения легко (низы устали от навязанного аскетизма, верхи – от партийной дисциплины, и все хотели дармового счастья)… Меня другое убивало: западное капиталистическое общество не в пример нам – само себя восстанавливает. Здесь даже пороки и добродетели связаны взаимообусловленностью. Одни убивают и подавляют, а другие им морали начитывают и угнетенных утешают… И, знаешь, к какому я выводу пришел? Такое общество воцарится на всей земле!

– А разве оно не воцарилось?

– Воцарилось. Если еще конвергировать Китай – все будет отлично. Однако я иное имею в виду. Следует ожидать повсеместного внедрения либеральной утопии. Думаешь, утопии такой нет?

– Есть. Мещанский рай. Американская мечта.

– Не в мечте дело, а в не испытанном еще варианте. Человечество обязательно попытается... Конструкция общества: крест-накрест. Вверху – жирующие верхи, внизу – бичеватые низы и государственные рабы из провинившихся. С одной стороны – агрессивные аморальные деятели, с другой стороны – критикующие их служители нравственности. И я уверен – к этому сейчас идет. Я читал об этом.

– Антиутопию фантастическую?

– Можно и так сказать. Это книга Игоря Сикорского, знаменитого авиаконструктора. Называлась книга «Незримая борьба» и в ней предрекается итог «фаустовой цивилизации». [10] Описан вариант будущей истории: появляется группа людей, спасающих цивилизацию от гибели в атомной войне, но самовластие новоявленных спасителей приводит к диктатуре прагматического типа, сначала прогрессивной, а потом репрессивной. Вакханалия восстаний и саботажа заканчивается мировой гражданской войной, от которой цивилизация на планете гибнет, поскольку в ход идет ядерное, биологическое и химическое оружие. Спасение Игорь Сикорский видит только в одном – в религиозной связи с Богом. Так или иначе, раз он написал о «Невидимой борьбе», значит, предупреждал. А, значит, верил в лучший исход. Ты веришь, Марта?

– Я верю. И, как говорят русские: «Поживем – увидим».

 

1. Солдатам, похороненным в Трептов-парке, вернули имена. [Информационный портал Germania-online.ru] URL: http://www.germania-online.diplo.de/Vertretung/russland-dz/ru/09-geschichte/gedenkdaten/treptow-park.html (дата обращения 15.09.2017)

2. Песня Единого фронта (Гимн Единого фронта) (нем. Einheitsfrontlied). Написана Гансом Эйслером на стихи Бертольда Брехта (1934). Текст песни, а также перевод песни и видео-клип. [Справочный сайт "Академик"]

URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1776550 (дата обращения 15.09.2017)

Песня в исполнении Эрнста Буша. [Микс – ЭРНСТ БУШ Песня единого фронта YouTube] URL: https://www.youtube.com/watch?v=hhXG--RJ19E&list=RDhhXG--RJ19E&t=31(дата обращения 15.09.2017)

3. Томас Мор. Утопия. Золотая Книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове "Утопия". [Электронная библиотека E-libra.ru] URL: http://e-libra.su/read/118273-utopiya.html (дата обращения 15.09.2017)

4. Платон. Сочинения в трех томах. Т. 3 Часть 1. М.: Мысль, 1971. 687 с.

5. Аристотель. Сочинения в трех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 831 с.

6. Ницше Фридрих. Антихристианин. Опыт критики христианства. [Электронная библиотека RuLit] URL: http://www.rulit.me/books/antihristianin-read-105221-1.html (дата обращения 15.09.2017) 

7. Никонов Александр. [Живой журнал] URL: https://a-nikonov.livejournal.com/2378008.html (дата обращения 15.09.2017)

8. Вперед, товарищи (русские субтитры). [YouTube] URL: http://www.youtube.com/watch?v=sV_DYvzCeIA (дата обращения 15.09.2017)

9. Бердяев Н. А.. Новое религиозное сознание и общественность. [Медиатека Предание.ру] URL: http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/91038-novoe-religioznoe-soznanie-i-obschestvennost/ (дата обращения 15.09.2017)

10. Сикорский И. И. Незримая борьба. [Сайт "Православные миссионерские листки" Orthodox Christian Booklets] http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/nevidimaia_borba_sikorskij.htm (дата обращения 15.09.2017)

 



[1] Песня Объединенного рабочего фронта на стихи Бертольда Брехта. [2] Песня написана в 1934 г., когда коммунисты Германии пытались начать борьбу с победившими нацистами. 

[2] Автор «Утопии» Томас Мор, английский царедворец XVI века, писал: «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах»… Истинная же причина такого положения – это частная собственность и деньги... По-моему, где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел... Если частная собственность останется, то и у наибольшей и наилучшей части населения навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей». [3]

[3] Фридрих Ницше: "Что хорошо? - Все, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что дурно? - Все, что идет от слабости. Что счастье? - Чувство возрастающей силы, власти, чувство, что преодолено новое препятствие. Не удовлетворяться, нет,- больше силы, больше власти! ... Пусть гибнут слабые и уродливые - первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? - Сострадать слабым и калекам - христианство... Проблема, что я ставлю, не в том, кто сменит человека в ряду живых существ (окончательный человек), а в том, какой тип человека надлежит взращивать, какой наиболее высокоценен, более других достоин жизни, какому принадлежит будущее. Такой высокоценный тип в прошлом нередко существовал на земле - но как счастливый, исключительный случай и никогда - согласно воле. Напротив, его более всего боялись, он, скорее, внушал ужас, и страх заставлял желать, взращивать и выводить обратное ему - домашнее, стадное животное, больное человеческое животное - христианина...»

 

[4] Слово "роботы" - взято из фантастической книги Карела Чапека "R.U.R", а там роботы не механические машины, а искусственные биологические организмы. Такие служебные люди описаны и у Олдоса Хаксли в книге "Прекрасный новый мир" – их делают, блокируя развитие интеллекта эмбрионов. Потому сейчас и запретили клонирование людей, чтобы не было искушения поэкспериментировать… Тем не менее, один российский блогер-журналист одобряет такие биотехнологии и предлагает – дабы биорабы не вызывали сочувствия – придать им уродливый вид гоблинов и гномообразный низкий рост. [7] В фильме "Облачный атлас" служебные клоны показаны в виде прекрасных манга-японочек, а если бы они были в виде хмырявых ведьм? Пожалели бы их зрители?

[5] Впрочем, есть и другие оценки происшедшего. В сети Интернет есть примечательный китайский мультфильм «Вперед, товарищи!». / 前进, 达瓦里希 / Farewell, My Comrades. 2013/ Эта дипломная работа выпускницы Пекинского кинематографического института Йилин Ванг / 王一琳 / Yilin Wang/ взгляд из Китая на развал СССР глазами маленькой девочки. Небольшой восьмиминутный сюжет раскрывает всю глубину трагедии низвержения коммунистических идеалов, как обиду ребенка, преданного матерью. [8] Советую посмотреть. Конец фильма открыт и, если рассматривать его как пророчество, – "коммунистическая трагедия" еще не окончена. Девочка из мультфильма спрашивает: "Теперь американцы будут бомбить наши дома?"

[6] Русский философ Николай Бердяев в книге "Новое религиозное сознание" в 1907 году писал: "Есть в социализме правда объективная, обязательная для всех людей, правда элементарная и не сулящая ни одному человеку никакого горя, так как перестать властвовать над другими, перестать владеть чужими вещами, перестать быть капиталистом и буржуа, сделаться человеком есть великая радость, открытая всем. … Реализация правды социализма зависит от силы человеческого сознания и человеческих чувств и желаний, от соединения правды с её источником – Силой" [9] Бердяев особо подчеркивал, что переход к этому идеалистическому духовному социалистическому движению будет возможен лишь на почве глубокого разочарования в существе всякой человеческой революции.

 

Роман 32
  • C нами с: --:--:--
  • Комментариев:
  • Город:

Такой диалог есть только у людей живущих старыми мифами. Мир давно уже сильно изменился и сейчас куда актуальнее транснациональные корпорации, что ради прибыли готовы разрушать нации и делать новые, покорные им. Конечно они это делают не специально. Просто прибыль им важнее национальных идентичностей, а интересы и влияние распространяются на все страны. В этом сегодня суть, а не в старом споре о коммунизме и нацизме. В них сегодня верят только от недостатка образования или уж слишком большой романтизации, проще говоря утопичности мышления и представлений о тех идеологиях. Обе идеологии ведут к проблемам, что есть сегодня в Германии и в России. Конечно в России можно было бы избежать проблем, если конечно вовремя осознать опасности коммунизма и не перейти к рыночной экономике как в Китае. Но этого к сожалению не произошло.

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи