+4°
  • 63.57
  • 70.46

Зажёгся дивный гений – «Светочъ»!

Зажёгся дивный гений – «Светочъ»!

Захотелось лермонтовское «Угас, как светоч, дивный гений» перефразировать, сделать перевёртыш. Потому что там, в XIX веке, была горькая утрата, а здесь, в XXI-м, – великолепная находка!

Эстрадный фолк-коллектив... Звучит вроде бы странно, но это так и есть! Цитирую музыкального критика Ольгу Адамович: «Шоу-проект «Светочъ» позволяет взглянуть на историю Руси сквозь призму магии славянского мелодизма, услышанного свежо, по-современному».

Я собиралась послушать молодёжный ансамбль 24 мая, в День славянской письменности и культуры. Генеральная репетиция была назначена на 18.00 на открытой палубе теплохода «Пересвет», более известного красноярцам как «Капитанский клуб» (ресторанный комплекс). Но в тот день была такая переменчивая погода – солнце, дождь, снова солнце-дождь, и снова, и так до самой ночи... Поскольку предполагались съёмки клипа, коллектив ансамбля высмотрел лоскуток синего неба над кораблём и побежал сниматься в неурочные 16 часов с минутами. Этот же лоскут отследили и горожане, жаждавшие погулять по Набережной. Так что артисты и зрители нашли друг друга, а я, к сожалению, «пролетела». Зато удалось поговорить с организатором и вдохновителем «Светоча» Павлом Владимировичем Кузнецовым.

 

Талант не туман, не мимо идёт

 

Павлик родился в Томской области в 1960 году. Глухой леспромхоз, комариные места. Но какое название села – Берегаево! Может, от слова «бЕрег», а может там жила БерегИня и каждый человек имел свой оберЕг... Но родители решили оберегать сына в более благодатных краях – так семья оказалась в Шушенском. Мама – учительница немецкого языка, переквалифицировалась на русскую словесность, отец – спасатель, тренер, мастер на все руки – учился у неё в вечерней школе. И оба активно участвовали в художественной самодеятельности. Дворец культуры с колоннами, лестницы с каменными перилами, двери с бронзовыми ручками, кулиса в виде огромного красного карандаша, удивительный запах сцены – всё это поразило мальчугана до глубины души... Первым своим выступлением Павел Владимирович считает выкрик из зала: «Это моя мама. Это же моя мама!»

В общем, в прекрасное далёко уж начинался путь... Музыкальная школа (которую Кузнецов-младший отчего-то недолюбливал), хоккей с шайбой (тогда сборная СССР гремела в мире, и мальчишки только что не спали с клюшками!), а впереди две дороги – музыка и театр. После Абаканского музыкального училища мечта, наконец, выкристаллизовалась – Павел Кузнецов поступил на театральное отделение Кемеровского института культуры. Учился заочно, работал в Красноярске в агиттеатре ГДК, затем в театральном отделе Государственного Центра народного творчества. Первый ведущий и создатель КВНа Альберт Аксельрод, приезжавший в наш город от Московской лаборатории сценаристов, высоко оценил талантливость двадцатидвухлетнего режиссёра и автора.

Среди серьёзных программ, которые ставили в содружестве с мэтрами режиссерско-постановочная группа Кузнецовых (Павел и его супруга Татьяна), было не одно торжественное открытие – Всероссийской физико-математической олимпиады во Дворце пионеров и школьников, Первого международного фестиваля стран Тихоокеанского бассейна, турниров на призы Ивана Ярыгина в «одноимённом» Дворце спорта и на базе БКЗ, украшенного выступлениями Ансамбля танца Сибири им. Годенко и дуэта Наталья Чеховская – Василий Полушин...

 

«Облака плывут в Абакан» –

 

– пел Александр Галич. Вот и талантливая чета Кузнецовых поплыла туда. Чиновники от культуры активно «сватали» (не чужой, мол, город), и режиссёры поехали строить для себя Дом мечты. Много было и творческих  работ. Великолепное «Десятилетие Республики», «Летучая мышь», пышным цветом радовала «Весна в Хакасии» – студенческий фестиваль. Шёл первый год нового миллениума, начало Руси уже казалось далёкой небылью, но смириться с этим было невыносимо. На фоне продажной и лихо продаваемой попсы и американизмов, как протест, как острый клинок – замысел – «Свет! Свет большой правды о нас, о нашем народе, о нашем характере! О великом родстве! О достоинстве! Надо снова говорить людям, миру, кто мы есть! Кто такие славяне». Павел лихорадочно писал – слова, музыку. На обрывках бумаги рождались фразы («Матушка – Россиюшка! В нас Святая силушка!...»), ложились на пять линеек образы, лица, характеры и сцены!

Ещё не было стилистического русла, самому автору не нравилась музыкальная пестрота, но уже оказались достойны аранжировки песни «Матушка Россиюшка», «Сердцу молодецкому», «Дочка царская»...

Через полгода Кузнецовы приехали в Москву на большой фестиваль «Это Родина моя» и получили первые хвалебные отзывы профессионалов. Огромная заслуга в этом Татьяны Васильевны. Она горела, светилась, стремилась продвинуть тему. «Я не композитор, – говорит Павел Владимирович, – но жена так верила в меня, в мой талант. В Кремлёвском дворце съездов мы вышли на Александру Пахмутову, попросили написать отзыв о наших песнях. Никогда не забуду, как они с Николаем Добронравовым позвонили нам: «Побольше бы таких авторов, побольше таких песен – солнечных, сильных песен!» Александра Николаевна и письменный отзыв дала с пророчеством: «Они обязательно будут звучать по радио, на телевидении». Конечно, это очень укрепило веру в перспективность нашего замысла. «Всё будет замечательно!» – говорила Татьяна Васильевна. Радость вела её на подвиги. Она начала искать сподвижников и деньги. А я с увлечением продолжал знакомиться со славянским искусством, с мировоззрением, с буквицей, существовавшей до азбуки Кирилла и Мефодия. Родная буквица раскрывала мне очи, речение обретало глубокий смысл, пространство отвечало на образ мышления и произносимые слова».

В сорок лет Павел Кузнецов снова сел за парту. Интереснейший человек, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата Виктор Вадимович Емельянов, кандидат педагогических наук, преподал важнейшую для поющих людей науку, как просто и эффективно петь без устали несколько часов подряд.

 

Круг замкнулся

 

Кузнецовы к тому времени переехали по приглашению в Бородино и три года руководили студией, в которой начала воплощаться славянская мечта. Встретился на их пути ещё один родственный талант – Игорь Шевченко из Саяногорска, одарённейший композитор, музыкальный стилист и аранжировщик. Вот с ним Кузнецов «нащупал»-таки стилистическое русло. Появились ударные произведения, которые формируют до сих пор музыкальную стилистику коллектива. Жаль, что Игорь уехал в Москву. Ну, а Кузнецовы начали с нуля новый этап в Красноярске. С нуля, потому что решили: ничего готового быть не должно. Коллектив будет отбирать сама музыка! Как говорил Феллини: «Я создаю фильм, а фильм находит людей». Так и у Павла Владимировича. Он ни разу не объявлял набор.

Из самых первых, кто пришёл и сказал: «Мне интересно», кто горел и горит, остались Илья Извеков и Наталья Лейман (Лукьянова). Наташа заявилась как хореограф, но призналась, что мечтает петь, и теперь солирует. У неё сын, три годика, и он тоже ПОЁТ «СВЕТОЧЪ»! Всё происходит, кажется, спонтанно. Татьяна Васильевна увидела парня славянской внешности в ДК, и вот уже через две недели афганцы встречают «Русскую силу» в исполнении Ильи Извекова! Заметила девушку – и вот ещё один «светочек»: Виктория Дедюрина – ярчайший пример того, как из ничего (не было ни слуха, ни голоса, ни артистизма) можно стать уникальной певицей, обладательницей Гран – при международных фестивалей! Это случается тогда, когда есть любовь к музыке и понимание, что Бог любит трудолюбивых…

«Я критичный и требовательный человек, – говорит Кузнецов. – Я запретил ребятам петь нотами. Петь надо о-щу-ще-ни-я-ми, действиями, чтобы каждая нота была поступком, чтобы душа звучала. Когда они различают тончайшие грани эмоций, вот тогда создаётся образ жизни человеческого духа. Подавать песню нужно так, как делали и делают это Алла Баянова, Мария Мордасова, Селин Дион, Лара Фабиан. Думаю, это нам удаётся. Нас принимали Сочи, Екатеринбург, Новосибирск, Норильск... «Светочъ» – победитель международных конкурсов. К нам профессора поднимаются из зала, чтобы обнять. В Красноярске лучшие сцены – наши: Гранд Холл «Сибирь», БКЗ, ГДК, Академия музыки и театра... Мы участники самых престижных концертов, на которых присутствуют мэр, губернатор и другие высокие гости. 29 марта и 3 мая зрители нам аплодировали стоя, забыв про положения и чины, вновь обретая великое понятие «народ» на программах «Моя Рассея» и «Русская сила». Конечно, мы любим сольные концерты, их драйв и мощь! Мечтаем выступить на Красной площади в Москве и грезим о зарубежных гастролях. Хотим спеть «Ой, то не вечер» с Президентом. Душа славянская не убита! Надо наконец-то перестать стесняться своей русскости и, исповедуя добрососедство с другими, сохранять своё Славное как главную святыню!».

 

«Беловодье»

 

Так называется другой ансамбль, которым руководят Кузнецовы. В этом коллективе поют и танцуют студенты Аграрного университета. А название подсказал Юрий Козиков, художник, народный доктор, уехавший из столицы края в Алтай (есть такое село в Хакасии, меж двух энергетически заряженных холмов). И есть такой символ – «Беловодье», название страны, протянувшейся от Урала до Тихого океана...

Ансамбль едет в Москву. Пожелаем ему победы!

 

Софья ГРИГОРЬЕВА,

фото Вячеслава ПЕНЕРОВА

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
  • wink
  • winked
  • smile
  • am
  • belay
  • feel
  • fellow
  • laughing
  • lol
  • love
  • no
  • recourse
  • request
  • sad
  • tongue
  • wassat
  • crying
  • what
  • bully
  • angry


Популярные статьи